Признаки неисправности
Обычно автомобилисты не сразу обращают внимание на то, что не работает (или плохо работает) обогрев заднего стекла. Это обнаруживается как раз в тот момент, когда необходим хороший обзор, но стекло почему-то остаётся запотевшим
По тому, как проявляет себя проблема, можно определить её локацию и причину:
- Не горит индикатор активации обогревателя. Проверьте, повёрнут ли ключ зажигания в положение включения, заведён ли двигатель (в некоторых машинах обогрев возможен только в этом случае). Если вы учли эти моменты, но стекло так и не высохло, значит, возможна неисправность коммутационного устройства или разъёма подключения к проводке. Вам нужно посмотреть в инструкции к машине, где находятся эти элементы, и заменить их новыми.
- Стекло сохнет медленно. Если вы заметили, что в относительно тёплую погоду процесс испарения капель с поверхности затянулся, то, скорее всего, сбилось напряжение в одном из электрических соединителей. Нужно измерить его уровень вольтметром на входных зажимах. Разница даже в один вольт влияет на качество обогрева. В этом случае для устранения проблемы вам нужен профессионал (если только вы сами им не являетесь).
- Стекло сохнет неравномерно. Такое происходит чаще всего: обрывается одна из нитей на заднем стекле, и в этом месте остаётся влага. Дело в том, что тонкие металлические элементы легко повредить, если, например, поскрести по поверхности стекла твёрдым предметом, неаккуратно сложить вещи на полочку за задним сиденьем и т. п.
В последнем случае вполне возможно справиться с поломкой самостоятельно.
Неисправности обогревателя заднего стекла
На работоспособность обогревателя заднего стекла не обращают внимания, пока стекло не запотеет или не покроется инеем. После включения обогревателя вдруг обнаруживается, что через несколько минут стекло не стало прозрачным или видимость появилась только через часть стекла. В зависимости от внешнего проявления, даже без измерительных приборов, сразу можно сделать предположение о причине отказа.
Следует учесть, что обогреватель заднего стекла и зеркал заднего вида автомобиля возможно включить только при установке ключа зажигания в положение ON. В некоторых моделях автомобилей включение обогревателя возможно только при запущенном двигателе. Это сделано для исключения сильного разряда аккумулятора, так как обогреватель заднего стекла, в зависимости от модели автомобиля, потребляет ток от 10 А до 25 А. Для сравнения, одна автомобильная фара потребляет ток величиной всего 5 А.
Обогреватель не включается
Если индикатор на кнопке включения обогрева заднего стекла после нажатия на нее не светится, то вероятнее всего перегорел предохранитель или неисправна сама клавиша. Если индикатор светится, но, ни одна нить не греет, то причиной неисправности может быть реле или разъемы подключения обогревателя к электропроводке. В этом случае по документации на конкретную модель автомобиля необходимо определить место нахождения этих деталей и отказавшую заменить. Оперативно найти место установки реле не всегда представляется возможным, но есть способ проверить его исправность косвенным путем, о чем рассказано будет ниже.
Стекло медленно отпотевает
Иногда встречается случай, когда после включения обогревателя стекло отпотевает за время, значительно превышающее несколько минут. В таком случае, если на улице не очень большой мороз, причина может крыться в плохом контакте одного из разъемов электрической схемы. В результате сопротивление контакта увеличивается, ток ограничивается, и как следствие снижается мощность, выделяющаяся на нитях нагревателя стекла. Для проверки такой неисправности необходимо вольтметром постоянного тока (мультиметром или стрелочным тестером, включенных в режим измерения постоянного напряжения) измерять величину напряжения на входных клеммах обогревателя и аккумулятора. Напряжения не должны отличаться более чем на один вольт.
На стекле остаются горизонтальные полосы запотелости
И наконец, самый распространенный случай неисправности системы подогрева заднего стекла автомобиля, обрыв одной или нескольких нитей обогревателя нанесенных непосредственно на стекло. Этот вид неисправности сразу виден по горизонтальной полосе оставшейся запотелости на стекле после включения обогревателя.
Токопроводящие дорожки на заднем стекле обладают малой механической прочностью и при воздействии на них легко разрушаются. Поэтому запрещается удалять иней и наледь со стекла с помощью скребка. Допускается только протирка мягкой тканью. Также необходимо следить, чтобы при перевозке длинногабаритных вещей они не упирались в заднее стекло. Как правило, отдельные нити нагревателя перестают работать в результате их случайного механического разрушения. В зоне поврежденной нити после включения обогрева остаются полосы запотелости или инея.
При ремонте квартиры я перевозил в своем автомобиле напольные плинтуса и не заметил, как один из них уперся в заднее стекло. Через время, когда понадобилось отогреть заднее стекло, увидел результат своей невнимательности. Две полоски нагревателя, проходящие через середину стекла не грели, что существенно ухудшало обзор дороги. При визуальном осмотре на неработающих полосках было обнаружено по одному просвету шириной около 1 мм, как на фотографии. Встал вопрос о необходимости ремонта обогревателя заднего стекла.
Источники неполадки
Так как восстановить обогрев заднего стекла своими руками предпочитают многие водители, необходимо знать о вариантах ремонта с учетом источника проблемы. В самостоятельной проверке функциональных узлов машины не будет препятствий, если вы обладаете минимальными навыками ремонта автомобильной техники.
Предохранитель системы
Предохранительный элемент – первое, что должно привлечь ваше внимание при обнаружении поломки, поскольку система не будет работать, если он перегорел. Локализация данного элемента варьирует в зависимости от модели машины, поэтому на данном этапе придется обратиться за помощью к сервисной книге ТС
Далее снимите предохранитель и убедитесь в его работоспособности. Ремонт обогрева заднего стекла ограничится заменой перегоревшего элемента.
Поломка реле системы тоже может привести к остановке работы обогрева. В такой ситуации монтажа свежего элемента также будет достаточно.
Электропроводка
Если замена предохранителя не исправила ситуацию, перейдите к диагностике питающих электропроводов. Перегорание, обрыв крепления или перелом способствуют остановке поступления тока к нагревающим полюсам. Для обнаружения данного обстоятельства включите кнопку обогрева и измерьте напряжение клемм тестером. Обнаружить клеммы можно в нижней чести стекла или по его бокам. Отсутствие напряжения на проводах должно вас насторожить.
Изучите весь путь проводки на целостность, зачистите контакты клемм и соединений. Окисление в данных зонах часто приводят к блокировке подачи напряжения. Если самостоятельно с этой задачей справиться не удалось, вам поможет автоэлектрик.
Нити
При повреждении прогревающих лент также может понадобиться восстановление обогрева заднего стекла. Чтобы знать, как это сделать, необходимо предварительно изучить особенности рабочего процесса в данной зоне. Нагревательный элемент получает напряжение и далее энергия следует по нитям. По отношению к основе они соединены параллельно и выполняют роль проводников токов. Их нагрев обусловлен определенной долей сопротивления, несмотря на несущественную температуру нагрева, для своего назначения этого достаточно. Если одна или несколько нитей повреждаются, ток по ним не идет, следовательно, эти участки не прогреваются. Особенности ремонтных работ в такой ситуации описаны немного ниже.
Органы управления
Если все элементы, которые вы проверяли ранее, исправны, стоит обратить внимание на кнопку включения. Определить работу системы можно по загорающемуся световому индикатору, который дает о себе знать после нажатия на кнопку
Если все активировано и соответствующие индикаторы дали о себе знать, но стекло не обогревается, вероятен износ или подгорание рабочих контактов тумблера, поэтому энергия не подается. Ремонт обогрева заднего стекла автомобиля требует только замены кнопки.
Импортные авто
В случае с импортными машинами ремонт обогрева заднего стекла своими руками не ограничится диагностикой стандартной системы обогрева, поскольку зеркала заднего вида также оснащаются нагревом. Активация обогрева стекла кормы приводит к параллельной активации прогрева зеркал. Если система не работает на обеих зонах, наиболее высока вероятность, что вы имеете дело с причиной, рассмотренной в первом пункте — предохранитель или реле.
Важно определить, какие именно предохранители связаны со стеклом, ведь их бывает несколько. Не лишним будет провести диагностику электронной платы, которая из-за отпаивания контактов и разрыва дорожек часто изнашивается
Определяем место обрыва
Найти обрыв не составит труда. Около нити запотелость или мерзлота не пропадет. Именно поэтому, чтобы быстро отыскать поврежденный элемент, нити считают и затем находят поврежденное место. Но иногда обрывы настолько незначительны, что заметить их очень трудно. Тогда следует использовать вольтметр.
За счет того, что одна из шин подключена к кузову машину, минусовой провод мультиметра соединяют с кузовом. Далее положительным проводом со щупом касаются первой и второй шины. На первой напряжение составляет +12 В, а на второй – 0 В. Если по каким-то причинам доступа к шинам нет, то измерения можно выполнить там, где нити выходят из-под уплотнителя.
Если напряжение есть не только на первой, но и на второй шине, то ищут плохие контакты в цепи соединения проводов системы обогрева к массе.
Ремонт своими руками
Ремонт обогрева заднего стекла невозможен без специального токопроводящего состава. Для крепления клемм к элементу можно использовать специальный клей. Для восстановления нитей существуют специальные ремонтные составы. Стоимость их вполне демократична, да и найти их можно практически в каждом отделе автотоваров. Также существуют методы самостоятельного изготовления токопроводящих составов. Ремонт обогревателя происходит следующим образом:
- удалите с места обрыва тонировку. Используйте линейку и канцелярский нож, чтобы аккуратно обрезать пленку только по периметру места обрыва нити;
- обезжирьте поверхность;
- наклейте малярный скотч, оставив внутри место под ремонтный состав;
- нанесите токопроводящий клей;
- оторвите скотч. Не дожидайтесь высыхания состава, так как есть вероятность, что впоследствии вместе с ним отлипнет и слой с ремонтной площади.
Не наносите слишком толстый слой, так как это уменьшит сопротивление и, как следствие, температуру в зоне ремонта.
Отремонтированный таким способом нагревательный элемент будет дальше верой и правдой служить вам.
Обзор наборов и клея для ремонта нитей и контактов обогрева заднего стекла
Набор Permatex PX 09117
В набор входят:
- клей для нитей 1,4 мл;
- клей для контакта 0,8 мм;
- кисточка для нанесения клея;
- шаблон;
- наждачка;
- салфетка-активатор;
- спиртовая салфетка.
Способ применения при ремонте контактов:
- зачистить и обезжирить поверхности;
- зачистить контакты;
- протереть активатором поверхности, 5 минут подождать;
- нанести небольшую (!!!) каплю клея, чтобы она не выступила за склеиваемые поверхности;
- прижать контакты;
- дать сутки на высыхание.
Способ применения при ремонте нитей:
- обезжирить поверхность, на которую будет наноситься нить;
- прикрепить шаблон;
- подождать 20 минут;
- повторить нанесение 3-4 раза с интервалами по 20 минут;
- обогреватель включать через 24 часа.
Стоимость такого набора около 1000 рублей.
Такой токопроводящий клей для ремонта нитей обогрева заднего стекла 2 мл стоит около 200 рублей.
Клей Permatex РХ 21351
Токопроводящий клей для ремонта нитей обогрева заднего стекла.
Видео — как приклеить контакты обогрева заднего стекла не снимая стекла:
Технология ремонта приблизительно одинаковая для всех клеев промышленного изготовления. Главное – хорошо обезжирить поверхности и не спешить. Если не удается найти специальные составы для ремонта, можно попробовать их изготовить самостоятельно или воспользоваться другими методами восстановления.
Как найти причину
Все манипуляции по поиску причины поломки стоит совершать после проверки предохранителя. Также часто сам характер поломки может подсказать путь к поиску неисправности.
К примеру, вместе с обогревом заднего стекла перестала работать лампочка в кнопке. Вполне вероятно, что это всего лишь совпадение, так как лампочка могла просто перегореть. Но смежность говорит о вероятности отсутствия питания, поступающего к кнопке. В таком случае, согласно приведенной выше схеме, вам необходимо проверить цепь от замка зажигания, выводы 1 и 9, 2 и 4 на монтажном блоке, 85 и 86 контакты реле, а также саму кнопку.
Нагревание нитей отсутствует, но лампочка в кнопке после включения работает. В таком случае питание к кнопке точно приход, поэтому поломка в цепи после включателя. Необходимо проверить предохранитель F4, реле включения обогрева и соответствующие выводы в монтажном блоке, а также контакты нитей обогрева.
Стекло оттаивает лишь частично, что свидетельствует об обрыве некоторых нитей накаливания.
Проверка питания
Для диагностики обрыва цепи вам нужно знать правила использования мультиметра. В режиме измерения постоянного тока (DCV) вам нужно последовательно проверить, поступает ли напряжение к тем либо иным выводам.
Для проверки питания, поступающего к реле, его необходимо извлечь из монтажного блока. Для проверки вам потребуется мультиметр (в режиме постоянного тока, до 20 V) либо контролька. Включите обогрев заднего стекла. Если на 85 и 86 выводах реле есть ток, значит неисправность в самом реле либо в последующих элементах цепи.
Для проверки работоспособности самого реле его также нужно извлечь из блока.
Для проверки катушки, расположенной в реле, соедините щупы с контактами 85 и 86. Если мультиметр покажет бесконечное сопротивление, а в контрольке не загорится красный индикатор, свидетельствующий о КЗ, то катушка сгорела либо отпаялись контакты. Для последующей проверки присоедините к 85 и 86 выводам питание от АКБ. После щелчка, свидетельствующем о работоспособности катушки, должен появиться контакт между выводами 30 и 87.
Если вы не хотите проверять по отдельности реле и выводы 85, 86 в монтажном блоке, проверьте, есть ли напряжение на выводах 10 (Ш9) и 5 (Ш8). Наличие напряжения будет фактом того, что реле и дорожки монтажного блока вполне работоспособны.
Статья в тему: Как заменить щетки стартера
Если при поисках неисправности вы обнаружили окисление контактов, зачистите поверхность наждачной бумагой либо надфилем. Ремонт обогревателя на этом будет закончен.
Поиск обрыва нагревательного элемента
Существует масса способов обнаружения обрыва токопроводящих нитей. Для поисков вы можете использовать мультиметр в режиме измерения сопротивления. Вам необходимо измерить сопротивление в начале и в конце каждой нити. Значение должно быть примерно одинаковым. Если на экране загорится значение 1, это будет свидетельствовать об обрыве. Можете подключить к выводам нитей АКБ. Мультиметр необходимо перевести в режим измерения постоянного тока. Плюсовой щуп закрепите на плюсовом выводе нагревательного элемента, а минусовой прикладывайте к середине каждой нити. Значение должно быть равно половине величины заряда АКБ.
Чтобы локализировать место, производите измерение таким же способом, начиная от края нити. Расположите щупы на расстоянии, к примеру, 10 см и продвигайтесь к краю нити. Чтобы не повредить чрезмерно тонировку, можете припаять к выводам щупов иголки. Так вы сможете незаметно проткнуть пленку и не нанести вред самим нитям.
Неисправности
Несмотря на конструктивную простоту схемы обогрева заднего стекла, ломается она достаточно часто. Самой распространенной неисправностью системы считается перегорание предохранителя.
Но есть еще ряд поломок, которые могут произойти с устройством:
- Повреждение токопроводящих нитей;
- Окисление контактов;
- Обрыв проводки питания;
- Перегорание реле.
Одни из указанных неисправностей приводят к полному отказу работы системы, другие – к снижению ее эффективности или неравномерному прогреву поверхности (на ней остаются не оттаявшие участки).
Элементы цепи
Перегорание предохранителя часто встречающаяся поломка потому, что система при работе потребляет большое количество энергии. Работа обогрева стекла под большой нагрузкой и приводит к тому, что защитный элемент выходит из строя.
Также из строя нередко выходит реле, через которое происходит питание нитей.
Токопроводящие нити
Вторая распространенная проблема – повреждение нитей. Толщина токопроводящей дорожки незначительна и ее очень легко оборвать. Чаще всего нити повреждают сами водители.
Наледь образуется со стороны салона и многие, стараясь побыстрее от нее избавиться, не дожидаясь, когда это сделает обогреватель, удаляют ее ручным способом – с помощью скребков. Но даже самый мягкий скребок легко может повредить токопроводящие дорожки.
При этом система в целом остается работающей, но оборванная нить разогреваться не будет, и на стекле появятся не отогретые участки, снижающие обзорность.
Одна оборванная нить особо не повлияет на обзор, а вот несколько поврежденных дорожек могут серьезно затруднить водителю оценивать происходящие позади машины.
У автовладельца есть возможность восстановить поврежденные нити, но эта процедура осложняется тем, что не всегда удается визуально обнаружить место обрыва, а это необходимо для выполнения ремонтных работ.
Но в этом помогают электрические измерительные приборы – вольтметры, омметры или же мультиметры.
К примеру, при наличии вольтметра технология диагностики такова:
- «минусовой» щуп прибора подсоединяем к «массе», а «плюсовой» обматываем фольгой (чтобы в процессе проверки острым концом щупа дополнительно не нанести нитям повреждения);
- Запускаем двигатель и включаем обогреватель стекла;
- «плюсовым» щупом проводим по нити, которая не греется и смотрим на показания прибора.
Стандартным в нитях является напряжение в 5 В, именно такое значение должен показать вольтметр при касании «плюсового» щупа к дорожке. В месте же обрыва обязательно произойдет скачок напряжения, после чего останется только пометить участок с повреждением.
Примерно по такой же технологии осуществляется и проверка нитей с помощью омметра, с той лишь разницей, что, обрыв определяется по скачку сопротивления.
Иные проблемы
Остальные неисправности обогрева заднего стекла – обрывы проводки, окисления проводов и поломка реле определяются и устраняются теми же способами, что и иных электроприборов – прозвонкой проводов, заменой деталей на заведомо исправные элементы, зачисткой контактов и пр.
Типичные поломки обогревателя
Неисправности в системе видны сразу же после пуска двигателя — если стекло прогревается неравномерно, о чем говорит неравномерное освобождение от запотевания или льда, значит нужно искать проблему. Чаще всего, нерабочая нить вызывает неполный прогрев, но если вся система отказывается работать, то причину искать нужно:
- в нарушении контактов подключения блока нитей к электросистеме автомобиля
- в отказе реле управления
- в предохранителе в цепи электросистемы
Нерабочий предохранитель выявить проще всего — его можно прозвонить тестером, или поставить заведомо рабочий. Если обогреватель не запускается и сейчас — рассмотрим вариант с реле. Разбирать и возиться с реле никто не станет, проще сразу попробовать подключить рабочее. В случае фиаско — готовимся к восстановлению нитей или замене стекла заднего вида полностью.
Инструкция по ремонту/замене блока вальвематик своими руками
Для того чтобы починить вальвематик, необходимо до него сначала добраться. Процедура снятия агрегата осуществляется следующим образом.
- Сначала отсоединяется аккумулятор. После этого можно отсоединить кабель от датчика массового расхода воздуха.
- Аккумуляторную батарею необходимо убрать со своего места, чтобы она не мешала в дальнейшем при разборе.
- Ослабляются хомуты всасывающего патрубка, затем снимается рукав воздуховода с воздушным фильтром и трубка вентиляции скапливающихся в картере газов.
- Демонтируется нижняя часть воздушного фильтра. Эти болты часто ржавые, поэтому надо предусмотреть этот момент.
- С клапанной крышки снимаются фишки проводов, и проводка отводится в сторону.
- Далее отсоединяется разъём дроссельной заслонки и катушки зажигания.
- Отсоединяется вся проводка, которая мешает доступу к клапанной крышке. После этого необходимо извлечь все катушки зажигания. Свечи выкручивать не надо.
- Откручиваются болты клапанной крышки и демонтируется деталь.
- Следующий шаг – откручивание вальвематик от головки.
- Для извлечения детали надо извлечь штифт из муфты. Для этого необходимо сначала отвести пружинную скобу, а затем с помощью магнита извлечь штифт. Если его заклинило, можно повернуть узел и с помощью крюка выдавить штифт с обратной стороны. Если и это не помогает и муфту заклинило, можно снять крышку вальвематика и с помощью шлицевой отвёртки аккуратно против часовой стрелки провернуть кольцо, которое соединено с муфтой. Начнётся вращение и откроется доступ к штифту. После того как штифт извлечён из муфты, можно извлекать весь блок из ГБЦ.
- Необходимо заменить резиновые прокладки.
- Сборка в обратном порядке.
Починить вальвематик непросто, но возможно. Трудности начинаются уже с подбора инструмента. Крышку узла держат болты с пятигранной головкой. Ни один рожковый ключ не подойдёт. Поэтому умельцы предлагают использовать универсальную головку, которая подходит практически для любых выпуклых шляпок и даже годится для закручивания крюков.
Когда удастся добраться до микросхемы контроллера, можно будет визуально определить, есть ли где-нибудь короткое замыкание. Об этом будут символизировать подгоревшие контакты. Если таких визуально не обнаружено (но надо тщательно посмотреть), то, скорее всего, проблема кроется не в электрической цепи или по крайней мере не в электронике контроллера. Выявить неисправные конденсаторы и резисторы самостоятельно без знаний и опыта не получился. Более того, таких специалистов единицы.
Контроллер часто перестаёт работать не из-за собственной поломки, а из-за ряда неисправностей в совокупных системах. Среди таковых могут быть даже низкий заряд аккумуляторной батареи и низкокачественный бензин.
Принцип работы системы
В самом принципе работы такой системы нет ничего сверхъестественного. Используется она чаще всего для обогрева заднего стекла, но в некоторых моделях автомобилей реализован обогрев переднего стекла, бокового стекла и мест нахождения дворников, в выключенном состоянии.
Задачей работы подобной системы является создание на поверхности стекла условий, исключающих его обморожение или запотевание. Как известно, при температуре ниже нуля градусов Цельсия, влага замерзает и образуется лед. Поэтому, для исключения подобного явления, достаточно обеспечить температуру поверхности выше нуля градусов, и не будет происходить ее обледенения.
Осуществляется это достаточно просто – на стекле создаются токопроводящие полоски, один конец которых подключается к бортовой сети автомобиля, а другой через соответствующую схему управления – на массу. При включении обогрева через такие проводники начинает протекать ток, благодаря выделяющемуся теплу происходит нагрев стекла, что вызывает его освобождение от образовавшегося льда.
Принцип работы
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Обогрев заднего стекла автомобиля происходит за счет нагревания нанесенных на стекло специальных нитей при протекании через них постоянного тока. Нити выполнены из токопроводящего материала невысокого сопротивления. Суммарный ток обогревателя заднего стекла составляет около 10 Ампер. Количество нитей — около десяти. Таким образом, через каждую нить протекает ток приблизительно 1 Ампер. Нетрудно посчитать по закону Ома, что сопротивление нити составляет около 12 Ом.
p, blockquote 6,0,0,0,0 —> adsp-pro-1 —>
Нити обогревателя наносятся при технологическом процессе изготовления заднего стекла на заводе несколькими способами:
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
- электрохимическим;
- вакуумным напылением (самый надежный метод);
- наклеиванием.
В химический состав таких нитей могут входить различные элементы, сплавы и композитные материалы: смолы, медь, графит, никель, хром, вольфрам. Производитель не заявляет о технологии производства, поэтому для каждой технологии (стекла с обогревом) приходится подбирать соответствующий способ восстановления работоспособности.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Например, пайка практически невозможна, если нити были напылены в вакууме углеродным составом. В этом случае эффективны только токопроводящие клеи.
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
Как подключается обогрев заднего стекла
Автомобили эксплуатируются на протяжении всего года. Лобовое стекло обогревается с помощью потоков теплого воздуха, а заднее – благодаря электрической энергии. На внутреннюю поверхность стекла позади заднего ряда сидений наносятся тонкие ленточки токопроводящих дорожек.
Их изготавливают из разных элементов, среди которых можно выделить медь, никель, хром, гранит, вольфрам. При поступлении электричества они выделяют тепло, которое нагревает стеклянную поверхность, освобождая ее от излишней влаги.
В зависимости от производителя, нити обогрева приклеиваются, наносятся вакуумным напылением или электрохимическим способом. Каждая из технологий предусматривает свой способ восстановления функциональности системы.
Схема помогает разобраться в работе системы обогрева заднего стекла:
- На выключатель электричество подается с «+» клеммы аккумулятора через замок зажигания и предохранители.
- Отрицательный полюс АКБ, один из проводов нагревателя стекла выводятся на корпус авто.
- При нажатии тумблера электрический ток выводится на обмотку реле, которое замыкает силовые контакты.
- В результате электрический поток направляется на нити обогревателя, а после прохождения через них на отрицательный полюс АКБ.
16.18. Проверка и ремонт обогревателя заднего стекла
Обогреватель заднего стекла состоит из множества горизонтально расположенных проводников, напыленных на внутреннюю поверхность стекла.
Незначительные разрывы проводников могут быть восстановлены без снятия заднего стекла с автомобиля.
Проверку обогревателя заднего стекла производите следующим образом:
Для обнаружения разрыва проводника обогревателя заднего стекла включите зажигание, и включатель обогревателя заднего стекла.
Подсоедините один щуп вольтметра к положительному контакту обогревателя, а второй к «массовому» контакту. Если вольтметр не показывает напряжение, проверьте предохранитель, защищающий электрическую цепь обогревателя. Если напряжение подводится к контактам обогревателя, выполните следующие проверки.
Рис. 15.44. Использование щупа вольтметра, обернутого фольгой, для обнаружения разрыва проводника обогревателя заднего стекла |
Соедините один щуп вольтметра с «массой» автомобиля, а второй щуп оберните фольгой и перемещайте фольгу по проводнику обогревателя (см. рис. 15.44).
Рис. 15.45. Применение вольтметра для обнаружения разорванного проводника обогревателя заднего стекла |
Подсоедините щуп вольтметра в центре каждого проводника обогревателя заднего стекла. Если вольтметр показывает напряжение около 5,5 В, значит проводник обогревателя исправен. Если вольтметр показывает напряжение 0 в или 12 В, значит, имеется разрыв проводника обогревателя (рис. 15.45).
Рис. 15.46. Применение вольтметра для обнаружения места разрыва проводника обогревателя заднего стекла |
Для обнаружения места разрыва проводника обогревателя подсоедините один щуп вольтметра к положительной клемме обогревателя, а второй щуп перемещайте по проводнику обогревателя со стороны отрицательной клеммы обогревателя. Точка, в которой напряжение, показываемое вольтметром, упадет с нескольких вольт до нуля, будет является местом разрыва проводника обогревателя (рис. 15.46).
Перед ремонтом обогревателя включите его на несколько минут.
Ремонт обогревателя заднего стекла производите следующим образом:
Восстановите разрыв, используя специальный ремонтный комплект.
Зачистите проводники с двух сторон от разрыва проводника и обезжирьте их.
Липкой лентой заклейте стекло с двух сторон проводника в месте его разрыва.
Подготовьте клеевой токопроводящий состав из ремонтного комплекта.
Нанесите клеевой токопроводящий состав на место разрыва и неповрежденные области каждого проводника на расстояние 18 мм.
Высушите клеевой токопроводящий состав в течение 24 ч, после чего снимите липкую ленту.