Toyota Land Cruiser 100 Снятие и установка рулевого колеса Ремонт своими руками

Что такое рулевая рейка

Если представить колеса и руль в виде плоскостей, то они будут лежать перпендикулярно друг другу. И, чтобы заставить их взаимодействовать, необходима система, соединяющая узлы. Для это и служит рулевая рейка, которая не только заставляет колёса поворачиваться по вертикальной оси за счет передачи усилия с руля, но и смягчает его ход.

Система заставляет синхронно отклонять передние колеса от нулевой точки (то есть положения, когда колеса стоят строго параллельно кузову автомобиля).

Составляющие рулевой рейки

Под воздействием усилия руля колеса отклоняются за счет системы шестеренок и балки с насечками. Поскольку все современные автомобили марки Тойота оснащены усилителем руля (гидравлическим или электрическим), рассматривается система с соответствующими технологии деталями. Таким образом, рулевая рейка состоит из следующих частей:

  • приводной вал;
  • шестеренка;
  • распределитель;
  • зубчатая балка;
  • корпус с гидроцилиндрами;
  • напорные трубопроводы;
  • защитные пыльники;
  • внутренняя тяга.

В агрегате все перечисленные выше детали взаимосвязаны между собой. Выход из строя одной или нескольких частей приведет к серьезным трудностям в управлении. В первую очередь это касается резиновых пыльников и манжет, что защищают механизм от влаги, песка и грязи, летящих с дороги.

Тем не менее все резиновые детали – расходный материал. Они, как правило, меняются при плановом ремонте тяг и наконечников. Однако куда сложнее обстоят дела, если изнашивается шестеренка основного вала или зубчатая рейка. В этом случае без полной переборки узла или даже замены на новый не обойтись.

Принцип работы рулевой рейки

От поворотного механизма в салоне идет усилие, которое заставляет вращаться промежуточный вал рулевого управления. Он непосредственно заканчивается насечкой, которая соединена с зубцами зубчатой балки.

При усилии на шестерню передается потенциал и на зубчатую балку, расположенную перпендикулярно промежуточному валу. Затем усилие передается на тяги, которые в свою очередь заставляют перемещаться в вертикальной оси колеса.

Возможные неисправности рулевой рейки

Соединение между промежуточным валом и зубчатой балки является самым нагружающим звеном. На него приходится больше всего усилия и также чаще, чем в остальных узлах, в нем происходит движение. Поэтому, с технической точки зрения, это основательный узел, выполненный из толстой высококачественной стали с большим запасом прочности и износостойкости.

Зубчатые соединения выверены инженерами с такой точностью, чтобы усилие распределялось максимально равномерно при соприкосновении плоскости зубца шестеренки с плоскостью насечки рейки. В современных автомобилях это позволяет сохранять подвижность механизма даже после миллиона вращений.

Тем не менее износ металла все равно происходит, и рано или поздно можно столкнуться со следующими исходами:

  • истирание зубцов шестеренки;
  • деформация трущихся деталей;
  • трещины, сколы, обрывы элементов вращения.

При выявлении подобных неисправностей на первоначальном этапе можно попробовать скорректировать зазор между плоскостями зубцов в соединении. Для этого предусмотрен специальный регулировочный винт.

ВАЖНО! Регулировку расстояния между зубцами в рулевой рейке лучше всего доверить опытным специалистам. Без определенных знаний, инструмента и условий работы выставить правильное значение не получится

Как не получится и определить степень износа.

Однако износ вращающегося звена – явление довольно редкое. Особенно в условиях нормальной эксплуатации транспортного средства, регулярного ухода и проведения технического осмотра.

Намного чаще выходят из строя рулевые тяги и их наконечники. Это происходит из-за постоянной нагрузки, возникающей из-за неровностей на дороге. Данные детали несут в себе также амортизирующую функцию. Впрочем, их замена является плановой и не составляет особых сложностей при ремонте.

Статья: Гидравлическая система ГУР – прокачка. Колесные шпильки снятие и установка

12.14. Снятие и установка рулевого колеса

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо работ вблизи блока подушки безопасности, рулевой колонки или приборной панели, отключайте SRS во избежание получения травм при случайном ее срабатывании (см. Бортовое электрооборудование). Электропроводку цепи SRS легко отличить по желтому цвету изоляции. Во избежание повреждения системы SRS, проследите, чтобы рулевой вал не проворачивался после снятия рулевого колеса. Заблокируйте колонку ключом зажигания при прямолинейном положении передних колес.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Приведите передние колеса автомобиля в прямолинейное положение. Отсоедините от батареи сначала отрицательный провод, затем положительный.

Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!

2. На соответствующим образом оборудованных моделях произведите деактивацию SRS (см. Бортовое электрооборудование).

3. Поддев, снимите две пластмассовых заглушки, установленных на боковых поверхностях сборки рулевого колеса и ослабьте расположенные внутри открывшихся гнезд винты крепления модуля подушки безопасности (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Вывернутые винты останутся зафиксированными в своих гнездах.

4. Снимите со сборки рулевого колеса модуль подушки безопасности.

Старайтесь не поворачивать снятый модуль подушки безопасности лицевой стороной к себе! Уложите модуль лицевой стороной вверх в безопасном месте.

5. Отсоедините мешающую снятию рулевого колеса электропроводку.

6. Отдайте гайку крепления рулевого колеса, затем краской пометьте положение сборки относительно рулевого вала (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
7. При помощи специального съемника снимите колесо с рулевой колонки (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).

Во избежание нарушения центровки контактного кабельного барабана SRS не допускайте проворачивания рулевого вала при снятом рулевом колесе. При вынужденном нарушении данного требования барабан должен быть отцентрирован перед установкой колеса на место.

8. Удостоверьтесь в правильности центровки контактного кабельного барабана SRS, доля чего вручную разверните его кожух против часовой стрелки до момента возникновения тугого сопротивления, затем верните его приблизительно на три оборота назад и добейтесь совмещения стрелочных меток. 9. Установите рулевое колесо на свое штатное место, проследив за правильностью совмещения нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток. Затяните крепежную гайку с требуемым усилием.

предыдущая страница12.13. Снятие и установка рычагов задней подвески следующая страница 12.15. Проверка состояния, снятие и установка тяг рулевого привода

Ремонт рулевой рейки

После того как узел сняли с автомобиля, можно приступить к его переборке. Для этого уже не требуются какие-то особые условия для работы. Достаточно свободного пространства на столе и набор гаечных ключей и съёмников. Порядок действий:

  • Снимаем хомуты, которые держат пыльники, и извлекаем резиновые защитные гофры.
  • На основании рулевой тяги отгибаем стопорные шайбы. Придерживая тягу ключом на «22», выкручиваем ее из рейки. Повторяем то же самое с другой стороны.
  • Откручиваем трубопроводы, предварительно пометив их расположение.

В районе мест прикрепления тяг извлекаем стопорное кольцо.
После небольшого сдвига вправо извлекаем ограничительную втулку.
Откручиваем фиксирующую гайку и извлекаем пружину, шайбу, втулку клапана, направляющую и уплотнительную прокладки.
Извлекаем стопорное кольцо и выколачиваем клапан управления.
Фиксируем всю деталь. Лучше всего зажать ее в тисках. Это позволит беспрепятственно извлечь рейку, а с помощью проставки можно выбить сальник из трубы.
Весь механизм переворачиваем на 90 градусов для извлечения подшипника скольжения и нижнего сальника, а также управляющего клапана.
Все детали, которые еще пригодны для повторной эксплуатации, очищаем и промываем.
На свои места устанавливаем новый сальник и подшипник скольжения. Их необходимо запрессовать. Для этого нелишним будет воспользоваться специальным прессом. Однако если такого устройства нет под рукой, детали можно аккуратно установить с помощью постукивания молотком.
Чтобы не началась течь верхнего сальника редуктора, необходимо установить тефлоновые кольца. Для ремонта рулевых реек в магазинах автозапчастей продаются специализированные ремкомплекты.
На зубчатую балку одеваем резиновую прокладку

Важно этот сальник не повредить, поэтому на зубчатую часть одеваем защитный колпачок из пластмассы, по которому и будет скользить прокладка за пределы зубьев. После этого балку вставляем в корпус и постукиванием запрессовываем

Так устанавливается внутренний сальник.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Лучше всего поменять все резиновые и тефлоновые кольца. Перед установкой предварительно нужно смазать их гидравлической жидкостью.

  • Когда балка находится внутри корпуса, устанавливается второй сальник.
  • Устанавливается втулка и заколачивается стопорное кольцо. Оно должно быть новым.
  • Запрессовывается управляющий клапан и нижний подшипник. Затягивается гайка, обильно смазывается герметиком и устанавливается картер рейки.
  • В месте прикрепления тяги устанавливается новый сальник, подшипник и стопорное кольцо.
  • На седло направляющей рейки наносится достаточное количество густого смазывающего материала. Механизм вставляется в корпус, и на резьбу крышки направляющей рейки наносится несколько капель герметика. После этого монтируется пружина, и крышка закручивается до упора. Далее необходимо начать отпускать крепеж до тех пор, пока управляющий клапан не начнет вращаться от руки с незначительным усилием. После этого можно затянуть контргайку.
  • На свои места устанавливаются рулевые тяги и затягиваются с установленным моментом затяжки. Детали смазываются, надеваются защитные гофры и затягиваются хомуты.
  • Прикрепляются трубопроводы и устанавливаются на автомобиль в обратном порядке.

После установки механизма на машину рулевую систему необходимо прокачать и залить необходимое количество гидравлической жидкости. После этого обязательно проводится регулировка колес на развал и схождение.

12.14. Снятие и установка рулевого колеса

Прежде чем приступать к
выполнению каких-либо работ вблизи блока подушки безопасности, рулевой
колонки или приборной панели, отключайте SRS во избежание получения травм
при случайном ее срабатывании (см.
Бортовое электрооборудование). Электропроводку цепи SRS
легко отличить по желтому цвету изоляции. Во избежание повреждения системы
SRS, проследите, чтобы рулевой вал не проворачивался после снятия рулевого
колеса. Заблокируйте колонку ключом зажигания при прямолинейном положении
передних колес.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Приведите передние колеса автомобиля в прямолинейное
положение. Отсоедините от батареи сначала отрицательный провод, затем
положительный.

Если установленная
на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде
чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете
правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!

2. На соответствующим образом оборудованных моделях произведите деактивацию
SRS (см.
Бортовое электрооборудование).

3. Поддев, снимите две пластмассовых
заглушки, установленных на боковых поверхностях сборки рулевого
колеса и ослабьте расположенные внутри открывшихся гнезд винты
крепления модуля подушки безопасности (обратитесь к сопроводительной
иллюстрации). Вывернутые винты останутся зафиксированными в
своих гнездах.

4. Снимите со сборки рулевого колеса модуль подушки безопасности.

Старайтесь не
поворачивать снятый модуль подушки безопасности лицевой стороной
к себе! Уложите модуль лицевой стороной вверх в безопасном
месте.

5. Отсоедините мешающую снятию рулевого колеса электропроводку.

6. Отдайте гайку крепления рулевого
колеса, затем краской пометьте положение сборки относительно
рулевого вала (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
7. При помощи специального съемника
снимите колесо с рулевой колонки (обратитесь к сопроводительной
иллюстрации).

Во избежание
нарушения центровки контактного кабельного барабана
SRS не допускайте проворачивания рулевого вала при снятом
рулевом колесе. При вынужденном нарушении данного требования
барабан должен быть отцентрирован перед установкой колеса
на место.

8. Удостоверьтесь в правильности центровки контактного кабельного
барабана SRS, доля чего вручную разверните его кожух против часовой
стрелки до момента возникновения тугого сопротивления, затем верните
его приблизительно на три оборота назад и добейтесь совмещения стрелочных
меток.
9. Установите рулевое колесо на свое штатное место, проследив за правильностью
совмещения нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток. Затяните
крепежную гайку с требуемым усилием.

Демонтаж рулевой рейки

Для проведения ремонта данной системы в автомобилях Тойота своими руками в первую очередь следует позаботиться о необходимом наборе инструментов и условиях работы. Лежа под машиной во дворе, это сделать очень трудно, если вообще возможно. Что необходимо сделать:

Из бачка гидроусилителя руля сливается специальная жидкость.
Откручиваются гайки крепления тяг.
Выпрессовываются наконечники тяг. Для этого потребуется специальный инструмент, который позволяет быстро и без особых усилий снять этот узел управления.
От корпуса открепляется передний мост. В распространенных моделях Тойота, например, в Вангуард, Ими, Премио и Виш, это десять болтов с размером шляпки «19» и пять гаек на «17».
Чтобы полностью демонтировать рейку, необходимо отсоединить коллектор. Для этого откручивается два болта на «12».
Демонтируется защитный щит рулевого управления, который защищает устройство от механических повреждений во время движения.
От рулевой рейки отсоединяется рулевая крестовина.
Отсоединяются трубопроводы гидроусилителя

Важно пометить, какой из них вводной, а какой отводной, чтобы не перепутать во время обратной сборки. Лучше всего сначала открутить верхнее крепление этих шлангов.
Рейка освобождена, и теперь ее необходимо извлечь

Для этого она сначала сдвигается влево, что позволяет вывести рулевую тягу вниз. Затем весь узел сдвигается вправо и извлекается со своего посадочного места. Для полного демонтажа механизм опускается вниз.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про Тойота
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: