Самодиагностика Toyota Land Cruiser
Общие сведения
Компоновка узлов системы самодиагностики автоматической трансмиссии
1. Главный О/D-переключатель 2. Датчик температуры трансмиссионной жидкости 3. Блокирующий переключатель раздаточной коробки 4. Позиционый датчик L4 5. Датчик скорости N1 6. Процессорный блок трансмиссии 7. Датчик скорости N2 8. Синхронизирующий соленоидный клапан 9. Соленоидный клапан N1 |
10. Блокирующий переключатель трансмиссии 11. Соленоидный клапан N2 12. Выключатель сигнала торможения 13. Соединительная коробка 14. Датчик поворота дросельной заслонки 15. Датчик температуры охлаждающей жидкости 16. Разъем 1 канала данных 17. Процессорный блок двигателя 18. Блокирующий соленоидный клапан 19. Переключатель порядка выбора передач |
Коды неисправностей
41 |
неисправны датчик дроссельной заслонки или цепь |
42 |
неисправен датчик скорости 1 в щитке приборов |
61 |
неисправен датчик скорости 2 в трансмиссиии |
62 |
неисправен соленоидный клапан 1 или цепь |
63 |
неисправен соленоидный клапан 2 или цепь |
64 |
неисправен блокирующий соленоид или цепь |
65 |
неисправен синхронизирующий соленоид или цепь |
86 |
неисправен датчик оборотов двигателя или цепь |
88 |
неисправен процессорный блок двигателя или трансмиссии или цепь |
Порядок выполнения | ||||||||
|
САМОДИАГНОСТИКА (1995-97 ГГ.)
Порядок выполнения | ||
|
Видео про «Самодиагностика» для Toyota Land Cruiser
Диагностика Toyota Land Cruiser 100 с помощью Launch x431 Pro.
https://youtube.com/watch?v=vBTNH_uj2Oc
Сброс ошибок на Tyota land cruiser 200 через bluetooth OBD 2 адаптер ELM 327
Toyota Land Cruiser Prado 120 кузов — Неисправности за одиннадцать лет эксплуатации
Считывание информации
Получение данных о наличии неисправностей осуществляется посредством считывания информации. Осуществляется эта процедура с помощью одного из двух способов. Первый предполагает замыкание необходимых выводов диагностического разъема с помощью провода или самой обыкновенной скрепки. Чтобы произошла настройка прибора, нужно открыть крышку на DLC с надписью Diagnostic, замкнуть пару выводов (для DLC1 это E1 и T1, а для DLC3 – TC и CG). После этой незамысловатой процедуры нужно выключить зажигание и далее просто смотреть на то, какие сигналы подают приборные лампочки.
Второй способ качественно отличается от первого: в нем используются сканнеры, тестеры и компьютеры, при помощи специальных программ диагностирующие неполадки. Такие приборы имеются, как правило, на станциях технического обслуживания. Помимо основной функции, они способны считывать с помощью дополнительных программ сигналы в режиме реального времени.
Диагностика автомобилей Toyota
Диагностика доступна на автомобилях всего модельного ряда Toyota и делится на два вида:
- механическая;
- компьютерная.
Перед началом электронного диагностирования водитель обязан убедиться в рабочем состоянии всех систем и основных механизмов автомобиля Toyota. Для этого следует проверить предохранители, электропроводку, а также обследовать на предмет поломок соединения и узлы транспортного средства.
Если обнаруживается какая-либо серьезная неполадка, то ее необходимо устранить, и только потом проводить компьютерную диагностику, которая бывает:
- предварительная;
- поставарийная;
- плановая;
- предпродажная.
Поэтапная самодиагностика
Для самодиагностики водителю необходимо работать с разъёмами DLC 1 и DLC 2. Расшифровывается эта аббревиатура Data Link Connector, что в переводе с английского означает – разъем для подключения данных. Выглядит DLC 1 как пластиковая коробка с крышкой сверху. Находится под капотом, чаще всего слева. Ее легко найти по надписи Diagnostic.
Подпись Diagnostic на разъёме
В старых моделях диагностический разъем выполнен в форме круга жёлтого цвета и расположен возле аккумулятора. Детали DLC2 в таких авто, как Королла AE 100, нет.
В новых моделях DLC 2 находится непосредственно в салоне, под панелью торпеды и «в ногах» возле рулевого колеса. Чаще всего он круглый и используется во время проверки, проводимой с помощью специального оборудования.
Круглый разъём DLC2
При самодиагностике с помощью замыкания отдельных контактов разъёма, только соединив их в нужной последовательности, можно получить корректный код для расшифровки.
Узнать о наличии неисправностей в системе двигателя и/или КПП помогут такие шаги:
- Найдите первый разъём DLC 1 обозначенный надписью Diagnostic.
- Снимите или открутите защитную крышку коробочки. Под ней должна быть схема, обозначающая выходы разъёма.
- Возьмите проволоку, часть провода или другой тонкий металлический предмет (например, скрепку) и установите перемычку между контактами, обозначенными надписями TE1 и E1.
- Включите зажигание. Проверьте, чтобы не работали печка или кондиционер.
- Смотрите на лампы O/D (для КПП) и Check Engine (для двигателя). Запомните или запишите количество и интервалы мигания индикаторов.
Схема разъёма DLC 1
С машиной все в порядке и никаких поломок с ДВС и трансмиссией не обнаружено если:
- индикаторы вспыхнули равномерно с одинаковым интервалом и продолжительностью свечения более 11 раз;
- лампочка Check Engine долго и равномерно засвечивается с перерывами в 4,5 с (это означает, что код подаётся с помощью типа 10).
Любые другие комбинации свечения лампочек говорят о неисправностях в работе систем двигателя, коробки передач или других механизмов в автомобиле.
Если схема на обороте крышки стёрлась, вы не можете найти контакт или неуверены, что замкнули нужный, необходимо:
- Включить зажигание.
- Один из проводов контрольной лампы подключить на массу (к кузову авто).
- Второй провод поочередно подсоединять к каждому контакту разъёма.
- Завершить проверку, когда на панели начнет мигать индикатор Check Engine.
Удобнее будет, если за лампочкой кто-то поможет следить, пока вы меняете положение провода.
Распознают коды неисправностей при помощи двух систем мигания лампочек.
Первый вариант настройки позволит узнать ошибки, обозначенные двузначным кодом (тип 09):
- показывая код, лампочка загорается на долю секунды;
- временной промежуток между импульсами также доля секунды;
- пауза между десятками и единицами в одном коде 1,5 с;
- перерыв между разными кодами 2 с половиной секунды;
- серии комбинаций разных неисправностей отделяются 4,5 с.
С помощью 10-го типа настройки определяются однозначные коды. Здесь лампочка «промигает» точное число ошибки.
«Читать» такой код следует по правилам:
- продолжительность свечения индикатора в пределах одного импульса – 0,5 с;
- пауза между миганиями в рамках одного кода длится полсекунды;
- перерыв между разными кодами – 2,5 с;
- серии комбинаций поломок разделяются паузой в 4.5 с.
Поломки в системе ABS определяются по той же схеме, но замыкаются выводы ТС и E1. Коды неисправностей SRS и 4WS считаются по соответствующему датчику при тех же замкнутых контактах, что и в ABS.
7.2.2.1. Самодиагностика
Компоновка узлов системы самодиагностики автоматической трансмиссии
1. Главный О/D-переключатель 2. Датчик температуры трансмиссионной жидкости 3. Блокирующий переключатель раздаточной коробки 4. Позиционый датчик L4 5. Датчик скорости N1 6. Процессорный блок трансмиссии 7. Датчик скорости N2 8. Синхронизирующий соленоидный клапан 9. Соленоидный клапан N1 | 10. Блокирующий переключатель трансмиссии 11. Соленоидный клапан N2 12. Выключатель сигнала торможения 13. Соединительная коробка 14. Датчик поворота дросельной заслонки 15. Датчик температуры охлаждающей жидкости 16. Разъем 1 канала данных 17. Процессорный блок двигателя 18. Блокирующий соленоидный клапан 19. Переключатель порядка выбора передач |
Коды неисправностей
41 |
неисправны датчик дроссельной заслонки или цепь |
42 |
неисправен датчик скорости 1 в щитке приборов |
61 |
неисправен датчик скорости 2 в трансмиссиии |
62 |
неисправен соленоидный клапан 1 или цепь |
63 |
неисправен соленоидный клапан 2 или цепь |
64 |
неисправен блокирующий соленоид или цепь |
65 |
неисправен синхронизирующий соленоид или цепь |
86 |
неисправен датчик оборотов двигателя или цепь |
88 |
неисправен процессорный блок двигателя или трансмиссии или цепь |
САМОДИАГНОСТИКА (1993-94 ГГ.)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||
|
САМОДИАГНОСТИКА (1995-97 ГГ.)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||
|
предыдущая страница7.2.2. Диагностика трансмиссии | следующая страница 7.2.3. Тяга селектора трансмиссии |
Разъемы для диагностики
Электрооборудование, непосредственно взаимодействующее с двигателем, работает постоянно, поскольку от него зависит не только производительность автомобиля, но и в целом его работа. Естественно, каждому механизму свойственны те или иные неисправности, проявляющиеся при определенных обстоятельствах.
Располагаются данные переходники в трех местах машины. DLC1 находится в моторном отсеке в правом верхнем углу, DLC2 – в салоне под приборной панелью и рулевым колесом. Отличие первого от второго заключается в конфигурации, поскольку для диагностики понадобится особое оборудование. Кроме того, через DLC1 можно проверять состояние деталей при работе двигателя, в то время как DLC2 лучше использовать на запущенном моторе. Кроме того, имеется разъем DLC3, который размещен под передней дверью со стороны водителя. Его можно встретить на машинах с роботизированной коробкой.
Коды неисправностей и их типы
В первом случае должно проявиться постоянное быстрое загорание лампочки, при этом длина вспышки и паузы составляет порядка полсекунды. При этом об отсутствии неисправностей говорит мигание более 11 раз. Второй тип присутствует в машине, если сигнал проявляется при различных интервалах. Узнать, что неполадок нет, можно по постоянному миганию со стабильным промежутком примерно в 4.5 секунды.
Неисправностей может быть порядка 200. Типы сигналов 09 и 10 специализируются в большинстве своем на той или иной группе проблем. Например, первая из указанных систем работает с комплектующими двигателя 1ZR, который появился на машинах с кузовом 130, а в дальнейшем сохранился на 150 и более поздних моделях. Наиболее распространенными неполадками являются проблемы с неисправным или поврежденным воздушным датчиком. Кроме того, сюда же относятся многие недостатки в работе центральной панели (указатели, их некорректное отображение и так далее).
Что же касается кода 10, но относительно силовой установки в целом он может сказать не так много (примерно в 10 раз меньше, чем 09).
Расшифровка режимов
Существует несколько возможных вариантов режимов процесса:
- Анализ состояния топлива.
- Проверка холостого хода, стартера и так далее.
- Самодиагностика, для которой характерен большой список возможных неполадок.
- Диагностика функционирования выхлопной системы.
- Проверка определенной поломки.
Например, для некоторых моделей характерна следующая система: компьютер практически непрерывно демонстрирует все заложенные в него коды самодиагностики «Тойота». Процесс необходимо остановить вручную. Иначе после определенной паузы все начнется заново. Таким образом осуществляется самодиагностика («Тойота Карина» и «Тойота Корона»)
Важно учитывать это на практике
Итак, наверняка теперь вы убедились, что самодиагностика — процесс несложный. Осуществить его под силу каждому водителю. Однако польза от такой процедуры неизмерима. С ее помощью вы будете точно знать, что именно не так с вашим автомобилем и сможете вовремя и правильным образом отреагировать на эту информацию. Будьте осмотрительны!
Очистка памяти
Для того чтобы осуществить такую процедуру, необходимо вытащить предохранитель. Или же можно сделать еще проще. Например, просто скинуть минусовую клемму аккумуляторной батареи секунд на тридцать. Это позволит памяти очиститься. Впрочем, кроме нее обнулятся также настройки часов и климатической установки. Более того, если ваш автомобиль был выпущен в течение последних двадцати лет, то эта процедура может спровоцировать нарушения функционирования различных систем, которые, как правило, длятся по несколько дней. С чем это связано? Большинство современных машин подстраиваются под манеру езды своего водителя. Данные об этом фиксируются в памяти компьютера. Хотя, если вы приобрели подержанный автомобиль, такая функция может оказаться исключительно полезной. Особенно если манера вождения предыдущих хозяев оставляет желать лучшего.
Для чего проводят эту операцию?
Данные, содержащие информацию о каждой возникшей ошибке, обязательно сохраняются в памяти бортового компьютера. Если в течение некоторого времени не было прервано его питание, то все о прошлых проблемах можно легко узнать непосредственно с помощью панели приборов. Иногда компьютер вынужден моментально заставить двигатель прекратить работу. Но, чаще всего, неполадки не столь существенны и могут позволить автомобилю двигаться дальше. Тогда код данной ошибки записывается в память, и позже вы сможете выяснить, в каком состоянии на сегодняшний момент находится ваша машина. Именно поэтому так и ценится самодиагностика «Тойоты». Эта марка благодаря этому невероятно выгодным образом отличается от других иномарок. Владелец сможет сэкономить массу времени на том, чтобы выяснить, в чем именно кроется причина проблемы.
Каким именно образом происходит самодиагностика «Тойоты»? Обсудим далее.
Двигатели для Toyota Chaser
Вполне естественно, что за 25 лет выпуска машин этой модели, в кузовах побывал 21 мотор различной конфигурации. Попробуем отследить только те, которые устанавливались на официальные серийные версии. В списке присутствуют как дизеля, так и обычные бензиновые двс. После заметного уклона дизайнеров к спортивным характеристикам машины, серийные версии 3-6 поколений стали активно оснащаться турбированными силовыми установками.
Марки-ровка | Тип | Объём, см 3 | Максимальная мощность, кВт/л.с. | Система питания |
18R-GEU | бензиновый | 1968 | 99/135 | DOHC |
1G-EU | —:— | 1988 | 77/105 | —:— |
21R-U | —:— | 1972 | 77/105 | OHC |
13T-U | —:— | 1770 | 70/95 | OHV |
L | дизельный | 2188 | 53/72 | распределённый впрыск |
2L | дизельный с турбонаддувом | 2446 | 61/83 | —:— |
2L-T | —:— | 2446 | 71/96 | SOHC |
1G-GEU | бензиновый | 1988 | 118/160 | DOHC |
M-TEU | бензиновый с турбонаддувом | 1988 | 107/145 | OHC |
4S-FI | бензиновый | 1838 | 77/105 | DOHC |
4S-FE | —:— | 1838 | 85/115 | —:— |
1G-FE | —:— | 1988 | 99/135 | DOHC |
1S-U | —:— | 1832 | 74/100 | OHC |
1G-GE | —:— | 1988 | 110/150 | DOHC |
1G-GTE | бензиновый с двойным турбонаддувом | 1988 | 154/210 | —:— |
1G-GZE | бензиновый с компрессором | 1988 | 125/170 | —:— |
7M-GE | бензиновый | 2954 | 147/200 | —:— |
1JZ-GE | —:— | 2491 | 132/180 | —:— |
1JZ-GTE | бензиновый с турбонаддувом | 2491 | 206/280 | —:— |
2L-TE | дизельный с турбонаддувом | 2446 | 71/97 | OHC |
2JZ-GE | бензиновый | 2997 | 162/220 | DOHC |
Самые популярные двигатели для автомобилей Toyota Chaser активно использовались для установки на другие серийные автомобили японского автогиганта. Этому способствовали маркетинговая философия и высокий уровень унификации узлов и деталей:
Модель | 1JZ-GE | 2JZ-GE | 2L-TE | 4S-FE | 1G-FE | 1G-GZE |
автомобиля | ||||||
Toyota | ||||||
Altezza | * | * | ||||
Aristo | * | |||||
Caldina | * | |||||
Camry | * | |||||
Carina | * | |||||
Carina ED | * | |||||
Chaser | * | * | * | * | * | * |
Corona | * | |||||
Corona Exiv | * | |||||
Corona SF | * | |||||
Cresta | * | * | * | * | * | * |
Crown | * | * | * | * | * | |
Crown Majesta | * | |||||
Curren | * | |||||
Hiace | * | |||||
Hilux PickUp | * | |||||
Hilux Surf | * | |||||
Land Cruiser Prado | * | |||||
Mark II | * | * | * | * | * | * |
Mark II Wagon Blit | * | * | ||||
Origin | * | |||||
Progres | * | * | ||||
Soarer | * | * | ||||
Supra | * | * | ||||
Verossa | * | |||||
Vista | * |
По менее популярным маркам двигателей картина примерно такая же. В целом, охвачен практически весь модельный ряд Toyota последней четверти XX века.
Напоминание
Несмотря на то что каждый из двигателей рассматриваемого концерна оснащен почти идентичными схемами диагностики, тем не менее даже внутри одного и того же семейства бывают такие серьезные конструкционные различия, что уведомления об ошибках могут кардинально различаться. Перечислять их все абсолютно бессмысленно, так как эту информацию следует почерпнуть из конкретного руководства по эксплуатации определенного автомобиля
Внимание: не поддавайтесь искушению использовать данные, предназначенные для другой модели. Может возникнуть угроза неправильной диагностики, возникшей в вашей машине проблемы
Разъемы для диагностики автомобилей Тойота Королла
Для самодиагностики автомобилей Тойота Королла предусмотрены специальные диагностические разъемы (DLS — DataLinkConnector), тип и местонахождение которых зависят от модели и года выпуска транспортного средства.
DLS 1 представляет собой прямоугольную пластмассовую коробку, расположенную под капотом автомобиля слева. Этот разъем имеет соответствующее обозначение на корпусе — «DIAGNOSTIC». Самодиагностика осуществляется с помощью лампочки «CHECK», расположенной на щитке приборов, соответствующие контрольные лампочки систем автомобиля или другие сигнализационные приспособления.
Разъем для диагностики DLS 2 расположен в салоне: под передней панелью со стороны водителя. Он имеет отличающуюся от DLS 1 конфигурацию, так как предполагает подключение специального диагностического оборудования. Этот разъем удобен тем, что позволяет проводить самодиагностику работающего автомобиля.
DLS 3 также расположен в салоне под передней панелью. Этим типом разъема для диагностики оснащены в основном автомобили с роботизированной коробкой.
Коды неисправностей и их типы
В первом случае должно проявиться постоянное быстрое загорание лампочки, при этом длина вспышки и паузы составляет порядка полсекунды. При этом об отсутствии неисправностей говорит мигание более 11 раз. Второй тип присутствует в машине, если сигнал проявляется при различных интервалах. Узнать, что неполадок нет, можно по постоянному миганию со стабильным промежутком примерно в 4.5 секунды.
Неисправностей может быть порядка 200. Типы сигналов 09 и 10 специализируются в большинстве своем на той или иной группе проблем. Например, первая из указанных систем работает с комплектующими двигателя 1ZR, который появился на машинах с кузовом 130, а в дальнейшем сохранился на 150 и более поздних моделях. Наиболее распространенными неполадками являются проблемы с неисправным или поврежденным воздушным датчиком. Кроме того, сюда же относятся многие недостатки в работе центральной панели (указатели, их некорректное отображение и так далее).
Что же касается кода 10, но относительно силовой установки в целом он может сказать не так много (примерно в 10 раз меньше, чем 09).
Ряд автомобилей Toyota Corolla (в том числе с кузовом 150) работают со стандартом OBD II. Без распиновки достаточно сложно понять, какие именно возникли ошибки, поэтому нужно знать точные обозначения 5-значного шифра: P – силовой агрегат/коробка передач, B – кузов, C – подвеска, U – сеть. Цифры, которые идут после этого кода, указывают на конкретное место неисправности. Диагностику по системе ОБД 2 лучше проводить с помощью специальных программ, используемых на компьютерах, а также тестеров или сканнеров.
Откуда появляются ошибки двигателя на Тойота и что с ними делать?
На первом этапе можно провести самодигностику автомобиля тем самым обнаружить неисправность и устранить ее. В том случае, если Вы не владеете навыками для проведения самодиагностики Toyota мы поможем Вам разобраться в этом и диагностировать Ваш авто.
В автомобилях Toyota установлены два разъема для диагностики. Разъем DLC1 (Data Link Connector) чаще всего расположен под капотом, слева и защищен пластиковой крышкой прямоугольной формы. На крышке Вы найдете надпись «Diagnostic». Этот разъем предназначен для диагностики Тойота диллерскими автосканерами и позволяет провести профессиональную диагностику машины. Второй разъем OBD2 находится в салоне авто, обычно в зоне рулевого колеса. Это 16-ти пиновый разъем трапецевидной формы, подробнее о нем Вы можете прочитать в нашей статье — диагностический разъем OBD2
С помощью разъема OBD2 можно проводить диагностику автосканером во время движения, снимая показания датчиков в реальном режиме. На Тойота до 2001 г.в. разъем OBD2 может отсутствовать.
Итак мы подключили автосканер к Тойота.
Самодиагностика Тойота Королла 120
Выполняем «осмотр» своего автомобиля с использованием кабеля, который сделали своими руками. Перед началом диагностики установите специальную программу, которая будет фиксировать результаты и представит Вам отчет по окончании работы. Программ сейчас бесконечно много, можно даже использовать хорошие «обрезки». Но – лучше купить лицензию и быть уверенным в том, что она работает действительно хорошо и ее результаты соответствуют действительному состоянию автомобиля.
- Отключите в автомобиле абсолютно все потребители энергии. Селектор коробки передач установите в нейтральное положение.
- Запустите двигатель – прогрейте до температуры 85-90 С. Заглушите мотор.
- В программе активируйте функцию «запись» — фиксировать нужно и не заведенный и мотор и рабочий. Оставляем «запись» активной.
- Снова запускаем двигатель и ждем тот момент, когда отключится пусковое обогащение.
- Теперь запустите движок на частоте оборотов 2500-3000 и записывайте на протяжение 3 минут.
- Резко активируйте режим ХХ и продолжите запись. Длительность такая же.
- Нажмите на педаль тормоз, установите рычаг в положении d и фиксируйте результаты на протяжении 3 минут.
- Выключите двигатель.
- Остановите и сохраните запись.
Почему записи на всех этапах на протяжении 3 минут – этого времени достаточно для стабилизации работы двигателя. Следовательно, полученные данные будут более точными.
Так же, можно выполнить самостоятельную диагностику адаптером ELM327. Преимущества – необязательно иметь под рукой компьютер, можно ограничиться смартфоном с ОС Android. можно устанавливать соединение без USB- кабель, а посредством Bluetooth. В принципе, для данного адаптера предназначен специальный разъем внутри салона, но имеется он только на самых новых автомобилях. Если его нет – используйте уже известный Вам диагностический разъем.
https://
Распространенные ошибки на Тойота Рав 4
Код ошибки | Расшифовка |
c1298 | Обнаружение данного кода неисправности означает, что работа соленоидного устройства регулировки давления нарушена. Необходимо проверить механизм, цел ли он. Если да, то нужно проверить проводку, а затем и модуль управления полным приводом |
С1201 | Этот код ошибки фиксируется, когда обороты двигателя ниже той нормы, которая установлена. Необходимо поверить датчик холостого хода и диагностировать валы. Нужно провести проверку силового агрегата. |
P1047 | Появляться код P1047 может, когда в настройках модуля Valvematic обнаружена проблема. Возможно, что повреждена цепь питания В1. |
P2646 | Обнаруженный код неисправности дает понять, что от датчика VTEC не поступает информация о наличии давления, при этом открывается клапан |
Р1750 | Код Р1750 появляется, когда есть неполадки в блоке управления тормозной системой. |
Р0138 | Комбинация Р0138 является знаком того, что в первом баке превышен уровень выхода кислорода. |
P2757 | Когда обнаруживается ошибка P2757, следует проверить работу датчика DSU на коробке передач. |
Р1604 | Код Р1604 может появляться на автомобилях 1992, 1997, 1993 годов выпуска, когда была неуспешная попытка запустить двигатель. Это может происходить по нескольким причинам:
|
B1811 | Код B1811 означает наличие обрыва цепи со стороны водителя. Блок системы безопасности SRS обнаруживает эту неисправность, для исправления нужно проводить диагностику SRS. |
Как обнулить данные об ошибках после проведения диагностики?
П¾ÃÂûõ ÿÃÂþòõôõýøàôøðóýþÃÂÃÂøúø ø ÃÂÃÂøÃÂÃÂòðýøàýõþñÃÂþôøüþù øýÃÂþÃÂüðÃÂøø þ ÿþûþüúðàðòÃÂþüþñøûÃÂ, ôûàúþÃÂÃÂõúÃÂýþù ÃÂðñþÃÂàÃÂøÃÂÃÂõüàÃÂõúþüõýôÃÂÃÂàÃÂÃÂõÃÂõÃÂàôðýýÃÂõ þñ þÃÂøñúðÃÂ. ÃÂûàÃÂÃÂþóþ ò ýõúþÃÂþÃÂÃÂàüþôõûÃÂàÿÃÂõôÃÂÃÂüþÃÂÃÂõý ÃÂÿþÃÂþñ òÃÂõüúø ÿÃÂõôþÃÂÃÂðýøÃÂõûõù (ôûàÃÂð÷ýÃÂàüþôõûõù ÃÂÃÂþ üþóÃÂàñÃÂÃÂàëHAZ-HORNû, ëSTOPû øûø ëEFIû). ÃÂûàòÃÂõàðòÃÂþüþñøûõù ÿþôÃÂþôøàÃÂÿþÃÂþñ 30-ÃÂõúÃÂýôýþóþ þÃÂúûÃÂÃÂõýøàüøýÃÂÃÂþòþù úûõüüàðúúÃÂüÃÂûÃÂÃÂþÃÂð. ÃÂþôþñýÃÂù ÃÂÿþÃÂþñ ýõ ÃÂõúþüõýôÃÂÃÂàøÃÂÿþûÃÂ÷þòðÃÂàôûàðòÃÂþ, àúþÃÂþÃÂÃÂàõÃÂÃÂàÃÂøÃÂÃÂõüàÿþôÃÂÃÂÃÂðøòðýøàÿþô üðýõÃÂàòþöôõýøÃÂ.